alpas: (Default)
[personal profile] alpas
нарядный ПисательСмотрели вчера ночером "Сталкера" (1979) Тарковского, которого режиссер "вынашивал всю жизнь и снимал два года"
[по повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких]

Честно говоря, я остался в полнейшем недоумении.
Не то чтобы что-то сверхъестественное ждал от культового фильма (давно уже научился делить восторги пополам, а то и больше). Мне нравится тонкое, глубокое, красивое кино (через запятую, потому что это категории зачастую разных фильмов). Но здесь же я просто ничего не понял. Что хотел режиссер сказать более чем двухчасовым эпизодом монотонного блуждания героев по Зоне? Для чего он вообще снимал этот фильм?

Оригинальная повесть Стругацких помимо того что была довольно динамична сама по себе (на перенасыщенной хитроумными ловушками Зоне постоянно кто-то погибал, до заветной комнаты там живым добрался лишь израненный главный герой; в жизни вне Зоны тоже было достаточно событий и персонажей), она несла в себе сразу две идеи: во-первых, известнейшая метаморфоза главного героя "счастья всем и даром, и чтобы никто не ушел обиженным" и во-вторых само название "Пикник на обочине" раскрывается мыслью о том, что люди в силу своего эгоцентризма привыкли окружающий мир рассматривать с точки зрения "а что он хочет нам этим сказать?" тогда как неведомые инопланетные гости скорее всего просто-напросто вообще не заметили никакх "людей" на планете. Подобно тому как человек выбирается на пикник и раскладывает свои пожитки на поляне, совершенно не обращая внимания на мириады живущих там насекомых.

Ни одной из этих идей "Сталкер" не перенял у своего родоночальника. Предложенную свою я лично не заметил. Более того, помню, как все ругали пресловутый "Ночной дозор" в том ключе, что кто не читал роман Лукьяненко, тот ничего не поймет из фильма. Я хочу сказать, что я читал "Пикник на обочине", но из "Сталкера" мало что понял. Для тех же, кто не читал повести, вообще ничего не объясняется. К примеру, они так и не узнают, почему у Мартышки такое странное имя.

В общем, г-н Тарковский осторожно отправляется в (с)топку вещей, до которых я еще видимо не дорос. Куда-нибудь рядом с оперной музыкой, коньяком и стильным оранжевым галстуком.

Date: 2005-03-26 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] hoil.livejournal.com
Кста, сценарий «Сталкера» писали сами братья Стругацкие. Я этот сценарий читал когда-то давно, и там, вроде, всё в точности как в фильме. Так что, дело здесь не в Тарковском. Он просто визуализовал то, что было.

Date: 2005-03-26 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
да, я читал про это
тут одно из двух: либо Стругацким было интересно "по-другому" взглянуть на их повесть, в соответствии с депрессивными взглядами Тарковского, либо... их просто поставили перед выбором

Date: 2005-03-28 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] 0-range.livejournal.com
Wrong.
Стругацкие действительно писали сценарий для "Сталкера", немного даже переделав смысл всего произведения (насколько я помню, фишка сценария в том, что Шар выполняет только самое заветное желание - и не смотря на то, что они загадывали перед этим шаром - в конце они сидят в "Боржче", по прежнему несчастные, но до пошлого богатые), но Тарковский все же решил переделать все совсем по-другому. Был даже какой-то конфликт на этой почве между братьями и режиссером, продолжавшийся несколько лет. Отсюда, кстати, и название - не "Пикник на.." а "Сталкер".

А фильм, кстати, офигительный просто.

Date: 2005-03-28 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] hoil.livejournal.com
Стругацкие сделали шесть(!) вариантов сценария, очень сильно различающихся между собой. Что, впрочем, не исключает вариант, что Тарковский переделал всё по-своему :-). Тот сценарий, который читал я, был гораздо более похож на фильм, нежели описанный вами.

Фильм, да, офигительный, не спорю.

Date: 2005-03-28 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
проведем соцопрос? :)
в чем офигительность фильма? в двух словах

Date: 2005-03-28 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] hoil.livejournal.com
Фиг знает, как это словами передать. Атмосфера. Игра актёров (в частности — всегда тащился от Кайдановского). Ещё какие-то штуки-дрюки, на первый взгляд незначительные и незаметные, но в итоге складывающиеся в цельное отношение к фильму (типа нравицца — не нравицца).

На самом деле, это действительно не объяснить. У каждого свои эмоции при просмотре.

P.S. Пардон за тормоза. Весь день не мог до интернета дорваться... :-/

Date: 2005-03-29 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
штуки-дрюки незаметные? хм. наверное, очень уж незаметные :)

Date: 2005-03-28 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
а в чем его офигительность, кстати? так, на пальцах, как бы для идиотов детей

Date: 2005-03-28 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] 0-range.livejournal.com
Странный вопрос. Тебе нравится какая-нибудь музыка? А другая - нет? А почему?
Ну, скажем, лично у меня этот фильм вызывыает мистические вибрации корней :)))

Date: 2005-03-28 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
я могу объяснить, почему
одна музыка мелодичная, у другой басы сочные, ритм, идея. от тяжелого металла у меня голова мигом болеть начинает
ну, такого рода критерии :)
если взять какой-то конкретный пример группы или альбома, я вполне объясню, что я в нем нашел

корни чего? %)

Date: 2005-03-28 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] 0-range.livejournal.com
Не, ты говоришь о технических критериях. А я - об эмоциональных.
Кроме того, фильм и технически сделан очень хорошо.
Просто, видимо, у него "басы и ритм" не твои.. :)
(deleted comment)

Date: 2005-03-26 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
"Понедельник начинается в субботу", если бы мне дали без обложки, я бы никогда не подумал, что это Стругацкие. Вообще не похоже ни на стиль, ни на общую манеру их остальных произведений.
Попробуй тот же "Пикник на обочине", куда серьезней.
Или моих любимых "Отягощенных злом". Тебе должно понравиться, там про демиургов ;)

Date: 2005-03-26 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] real-helgon.livejournal.com
счастья не каждому, а даром

Date: 2005-03-26 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
даром, точно

Date: 2005-03-26 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] real-helgon.livejournal.com
бля, эстет, соплю зелёную утри с губы )))

Date: 2005-03-27 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] themactep.livejournal.com
угу. "не читал, но осуждаю..." проходили уже =)

Date: 2005-03-27 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] akimow.livejournal.com
мудак, смотри "Ночной дозор" - как раз для тебя киношка.

Date: 2005-03-28 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] bells-time.livejournal.com
Ага, я тоже в этом фильме ничего не поняла. Смотрела с напрягом.
"Пикник на обочине" показался гораздо более интересным.
Хотя вот смотреть "Солярис" Тарковского мне понравилось больше, чем читать Лема.

Date: 2005-03-28 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
правда? а то я уже вообще опасаюсь что-то в руки брать, где написано "Тарковский"

Date: 2005-03-28 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
Нет, нет. По мнению некоторых - "Андрей Рублев" - это то единственное кино, которое действительно стоит посмотреть. Правда, я ещё не смотрел

Date: 2005-03-28 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
при чем тут "Андрей Рублев"? это мирское имя "Соляриса"? ;)

Date: 2005-03-28 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
Ну.. просто вспомнил картину Тарковского, которую возможно не стоит опасаться брать в руки :)


Date: 2005-03-28 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] bells-time.livejournal.com
Я помню, в детстве все смотрели Андрея Рублева.
Мне же запомнились только смутные картины темени, безысходности и надрыва.
Впрочем, как и в "Сталкере", и в "Солярисе" - везде эта безысходность и тоска.
Это не для нашего поколения, наверное.
Или просто во время депрессий смотреть надо.

Date: 2005-03-28 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
не, думаю, во время депрессий как раз не надо :))

Пинк Флойда одно время запретить хотели, потому что любимая тема предсмертная была для суицидников
сидит парень, слушает музыку. потом - бах и в окно с 12 этажа

Date: 2005-03-28 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
А я эту байку слышал про Депеш Мод :)

Date: 2005-03-28 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
Во время депрессий такое смотреть, видимо, стоит только ради того чтобы было легче смириться с мыслью о самоубийстве :)

Нет, я все же думаю, что мы ещё не в том возрасте, чтобы такое смотреть. Кто-то же смотрит и восхищается :) Правда один из знакомых, как я подозреваю, не в последнюю очередь, благодаря этому фильму, ушел в церковь.. :\

Date: 2005-03-28 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] bells-time.livejournal.com
Это ты про Женьку?

Date: 2005-03-28 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] bells-time.livejournal.com
Я боюсь, это не заслуга Тарковского. Просто уж очень занудным мне Лем показался.
С трудом прочитала.

Date: 2005-03-28 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
Кстати, Солярис для меня тоже весьма заслуженный член полки Произведений, Не Оправдавших Ожидания. Ну столько всего об это книге слышал. А после прочтения осталось одно разочарование.

А ты не смотрела голливудский римейк Соляриса? Че лучше? :)

Date: 2005-03-28 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
я смотрел
так себе

насколько я представляю смысл Соляриса, лучшая его экранизация - первый эпизод культового аниме Memories. очень живо и захватывающе

Date: 2005-03-28 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bells-time.livejournal.com
Я пыталась посмотреть. Но не впечатлило, и я отложила на попозже.
Идея мыслящего океана хороша, конечно, но как-то тоскливо описана.

Date: 2005-03-28 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] bells-time.livejournal.com
Это я о книге последнюю фразу.

Date: 2005-03-28 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
Ага, идея интересная.

Просто почему-то меня не зацепило. Видимо, во всем виноват бездарный переводчик :)

Date: 2005-03-28 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
сценарист ;)
мыслящий океан это интересно, ну а что дальше-то с ним делать? ну мыслящий океан и мыслящий океан, и что? :)
мыслящий океан должен быть заведомо на несколько порядков более развит, чем человек, и, следовательно, вряд ли вообще будет с последним связываться

Date: 2005-03-29 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
Ну.. В общем-то, как я понял, так оно и вышло. Или в кине все было по-другому? :)

Date: 2005-03-29 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
хз, как там было, я посмотрел и забыл.
Memories куда более запоминающееся произведение.

Date: 2005-03-28 10:55 am (UTC)
From: (Anonymous)
Смотрел давно, помню плохо :)
Но фишка фильма, на мой взгляд, именно в том, что шар выполнял, не те желания, в которых тебе не стыдно признаться перед другими, или перед собой, а то, что ты действительно хочешь. Темная сторона личности, так сказать. Может быть потому, что все эти желания, тщательно скрываемые даже от себя - и есть то, единственное, чего ты хочешь по-настоящему. А не то, что тебя заставляет желать воспитание, принятая мораль или какие-то другие внешние факторы.

Тарковский просто выбрал неудачный "формат". Мне кажется, если бы этот фильм был не "по мотивам Пикника на обочине", а сам по себе (что в общем-то и так получилось), смотрелось бы куда легче. Пикник на обочине, помнится, произвел на меня очень сильное впечатление, и когда я узнал, что есть ещё и "кино по мотивам", разыскал это кино. Посмотрел. Остался в полнейшем разочаровании. Хотелось-то именно экранизации. Посмотреть на ту самую Зону. А вместо этого показали непонять че, по мотивам :)

Shooter

Date: 2005-03-28 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
это про шар (в фильме это "комната", кстати) я понял, да
но мысль очень спорная. что есть ты? на этот вопрос, насколько мне известно, ученые так и не дали еще окончательного ответа.
может, то "глубинное" это просто инстинкты? с какой стати они должны выражать суть моей сущности?

что же до фильма, то сей момент никак не тянет на его идею. он там упоминается как бы промежду прочим, вскользь.

Date: 2005-03-28 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shooter/
Может и не тянет :) давно это было, а память уже не та, что раньше.

Они и не выражают суть твоей сущности. это просто подавляемые желания :)
Насколько я помню, в фильме не раскрыта тема выполнения комнатой добрых желаний (я все же верю, что есть люди которые желают добра совершенно искренне), поэтому можно считать, что она выполняла только желания, происходящие от первобытных инстинктов.

Да и все равно, у Стругацких и этот момент был сильнее. Шар, как я понял, выполнял все желания, просто.. в не совсем той трактовке, которую вкладывал желающий (легкий привет от Трассы 60 :).

Date: 2005-03-28 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
я все же верю, что есть люди которые желают добра совершенно искренне

вот этот момент во всей красе раскрывается в "Пикнике на обочине" через главного героя

Date: 2005-04-02 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] anamalija.livejournal.com
я вообще не понимаю чего тут обсуждать....
фильмы Тарковского это зеркало...в них не возможно увидеть ничего кроме себя...
его фильмы о реальном мире в реальном и конкретном промежутке времени...
чувствуется ритм, фильм сам подстраивается под ритм твоего сердца и живет вместе с тобой...
представь, что под тобой огромное и неизведанное...да еще делает с тобой и твоими мыслями что-то непонятное...что ты чувствуешь...о чем ты можешь в этот момент думать...как ты будешь относиться к людям которые вокруг тебя...тебе не страшно...
мне, да...
просто нужно наедине остаться с этим фильмом, забыв о "братьях"...
и попробовать услышать себя...

Profile

alpas: (Default)
alpas

January 2014

S M T W T F S
    1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 10:30 am
Powered by Dreamwidth Studios